4 этап - Московская Русь
(XV-XVII вв.)
Образование единого гос-ва,
освобождение от ига, завершение формирования великорусской народности. Россия
сформировалась как феодально-крепостническое гос-во. Культура подчинена церкви.
Фольклор. Тема единства и борьбы с захватчиками-иноземцами. Песни о взятии
Казани, обороне Пскова и др. Образ царя в песнях различен - его и осуждают за
жестокость и хвалят за хорошее отношение к народу.
Просвещение.
Низкий уровень грамотности. Грамоте учили
«мастера грамоты» в своих частных училищах. В монастырях писцы писали книги. В 1553 г. создана типография в Москве и
книги стали печатать. 1-е печатные книги: «Апостол»,
«Часослов», «Букварь» (Иван Федоров).
Политическая мысль.
Теория происхождения московской власти от Киевских князей: "Москва - 3-й Рим" (как центр
мирового христианства). Движение еретиков. Они выступали против церкви. С
еретиками боролись иосифляне и нестяжатели. Летописи стали общегосударственным
делом. "Никоновская летопись"
- самая известная.
Архитектура. Распространенность
кирпича и терракоты. Кирпичная кладка вытесняет белокаменную. Москву строят Аристотель Феораванти, Марко Руффо и Антон Фрязин. Важные постройки того времени: Успенский собор, Благовещенский собор, Великокняжеский дворец (с
Грановитой палатой), Архангельский собор, храм ,Вознесения в Коломенском,
Покровский собор (на Красной площади) он же храм Василия Блаженного. Сделали царь-пушку (Андрей Чохов).
Живопись.
Краска делалась из глины и разводилась водой.
Добавляли яичный желток и природные клеи. Фреска (роспись по сырой штукатурке),
темпера (роспись по сухой штукатурке). Представители живописи - Дионисий (рисовал красивый внешний облик
людей).
Смута привела в Россию много
иностранных авантюристов. Иностранцам давали лицензии на разработку полезных
ископаемых в России в обмен на условие обучать русских своему мастерству. На
этих же условиях приглашались мастера искусства. В быт входят: часы, зеркала,
польская посуда, немецкая музыка. Идея православной Руси как единственной в
мире хранительнице истинного православия. Неприкосновенность (неизменность)
церкви и ее обрядов. Раскол церкви на почве исправления обрядов. Идея
исправления обрядов была поддержана государством и от церкви откололась большая
группа недовольных (раскольников). Их ловили и жгли на кострах.
Т.о. в этот период Россия
обнаружила у себя недостаток научных знаний и потянулась за этими знаниями к
западу. В рез-те наша и западная культура начинают влиять друг на друга.
Литература.
Возникают новые жанры.
Расширяется тематика. Литература начинает освобождаться от контроля церкви.
Новый жанр - «демократическая сатира» в котором высмеивается государство и
церковь. Пример этого - «Повесть о
Шемякином суде», «Повесть о Ерше-Ершовиче». Много жизнеописаний : «Житие протопопа Аввакума». Сближение
лит-ры с бытом, появление любовных романов: «Повесть
о Марфе и Марии».
Зодчество.
Сближение культового и гражданского каменного
зодчества. Меняются иконографические каноны. Построен Теремной дворец в Московском кремле. Строители - Огурцов, Ушаков, Шарутин. В зданиях
много декоративных деталей. Пятиглавый
(бесстолбовый) храм со сводом - новый стиль строительства. Стиль
«Московское барокко» - - башенно-образные, слитые с колокольней церкви. Пример
- храм Нарышкина.
Живопись.
Иконы становятся оживленнее. Ушаков - иконописец. Стиль живописи - «парсуна» - портретные изображения
исторических личностей. Это - чисто светское направление в живописи: писали
портреты царей (в основном). Во фресковой живописи преобладает «бытовизм» (сценки из реальной человеческой
жизни).
Просвещение.
Все большее количество людей тянется к
знаниям. Появляется идея естественных прав человека.
Т.о. в этот период искусство освобождается от влияния церкви и
становится все более светским.