В первую очередь следует пожертвовать крупным латифундальным
землевладением. Крупные латифундии являются «наглядным доказательством
несправедливости существующего распределения земельной собственности», «бельмом
в глазу», для крестьян жаждущих получить помещичью землю.
Мы ставим
проблему необходимости отчуждения части и тех земель, на которых помещики ведут
хозяйство и обрабатывают их собственным инвентарем.
К хозяйствам,
которые не подлежат отчуждению, мы относим не только «исключительно интенсивные
и образцово-показательные имения, но и те помещичьи владения, которые отвечают
следующим условиям: урожайность вдвое превышает среднюю на крестьянских землях;
размер заработков крестьян и сельскохозяйственных рабочих (по расчету на
десятину) валовую доходность десятины в условиях крестьянского хозяйства».
В проекте
«42-х» - окончательный срок перехода земель в государственный земельный фонд
должен быть определен только центральным землеустроительным органом.
Принудительному
отчуждению вообще не подлежат:
-
мелкие помещичьи землевладения, не превышающие трудовой нормы,
независимо от методов ведения хозяйства;
-
надельные и другие соответствующие им крестьянские земли, в том числе и
купленные через крестьянский и другие банки;
-
земли, на которых были расположены фабрично-заводские и
сельскохозяйственные предприятия;
-
городские выгонные земли, принадлежащие городам, местечкам, заставам,
благотворительным и просветительским учреждениям, поскольку они непосредственно
служили для общественно-санитарных, образовательных и т.п. целей;
-
земли под усадьбами, огородами (кроме сдававшихся в аренду),
искусственными лесонасаждениями, виноградниками, хмельниками, питомниками и
т.п.).
Исключение –
случаи, когда отчуждение необходимо для устранения вредной чересполосицы.
Помещичьи
земли подлежат отчуждению «по справедливой оценке (не рыночной) за счет
государства».
«Справедливая»
оценка определяется «по нормальной для данной местности доходности, при условии
самостоятельного ведения хозяйства, не принимая во внимание арендных цен,
созданных земельной нуждой». Оценка земли, обрабатываемой самими владельцами и
их инвентарем должна производиться применительно к условиям
частновладельческого хозяйства. Владельцы этих земель могут требовать
«специальной оценки по данным о действительном доходе за ряд лет, поскольку,
однако, размер дохода не определяется пониженною, против обычных местных цен,
оплатою труда сельскохозяйственных рабочих».
Кто будет
платить за отчуждаемые земли помещиков?
«Даровая
раздача земли, - писал Н.Н. Кутлер, - вызвала бы слишком большое, практически
невыполнимое требование на землю, слишком большую зависть к получающим землю со
стороны тех, которым в земле отказано. Можно было бы опасаться также и
легкомысленного отношения населения к чрезмерно доступному обогащению. Даровая
раздача малоземельным крестьянам земель, приобретенных на общегосударственный
счет, была бы вместе с тем несправедливостью в отношении прочих классов
населения».
Половина
расходов по выкупным операциям должно быть возмещено самими крестьянами.
За отведенные
земли крестьяне должны уплатить поземельный налог, величина которого находилась
в прямой зависимости от размера выкупа за помещичью землю. «С точки зрения
финансовой, - подчеркивал Кутлер, - плата за отведенные в дополнительный надел
земли должна, возможно, ближе соответствовать вознаграждению, уплачиваемому за
землю лицам, у которых она отчуждена».
Условия передачи земли крестьянам.
I Дума.
Мы считаем, что земельный надел следует довести до
потребительской нормы, то есть до такого количества земли, которое достаточно
для «покрытия средних потребностей в продовольствии, одежде. Жилище и для
несения повинности». Потребительская норма должна равняться высшему наделу,
определяемому положением о реформе 1861 года.
При
определении потребительской нормы следует принимать в расчет и промысловые
доходы населения.
II дума.
Мы отказываемся от каких-либо норм наделения крестьян и
передаем дело земельной реформы в руки местных комитетов.
Местные комитеты
должны представить право устанавливать «нормальный размер» земельного
обеспечения, до которого «в пределах имеющегося запаса земли и при наличной
возможности добровольного выселения должен быть доведено количество земли и
трудового малоземельного населения».
«Нормальный
размер» - данные о существующих средних размерах землепользования на надельных,
собственных и арендуемых землях той части населения, которая ведет
самостоятельное хозяйство. Дополнительному наделению землей в первую очередь
подлежат безземельные и малоземельные крестьяне, сельскохозяйственные рабочие.
Местным комитетам следует предоставить право «возбуждать вопросы о расширении
или вообще изменении «круга лиц, подлежащих наделению».
Октябристы
Ратовали за максимальное
сохранение помещичьих земель, сохранение за помещиками приоритетных позиций в
центральном и местном управлении, в местном суде.
Среди «общих мер не может
быть места принудительному отчуждению земли, допускаемому законом только в
исключительных и неизбежных случаях: в
противном случае было бы поколеблено право частной собственности, на прочности
которой рождается прогресс народного хозяйства».
«На смену полуголодного
крестьянина – общинника, - писал В.Н. Львов, - должен явиться зажиточный
крестьянин – собственник. Хозяйничающий на своем участке земли, независимый,
заботливый и культурный».
Программа.
Для повышения
производительности земледелия и улучшения экономического положения крестьян
необходимо провести в законодательном порядке следующую систему мер: создать
мелкую земельную собственность на отрубных или хуторских участках; расселить
крестьян поселками для уничтожения вредных влияний длиноземелья их наделов;
ликвидировать чересполосицу; содействовать широкому развитию крестьянских
кустарных промыслов; способствовать организации мелкого крестьянского кредита;
поощрять сельскохозяйственную
промышленность и связанные с нею сельскохозяйственные технические производства; широко
распространять в народе сельскохозяйственные знания.
Предлагалось далее, переделать для целей
землеустройства местных крестьян земли казенные, удельные, кабинетские и
другие, находящиеся в распоряжении государства, на условиях, которые будут
установлены в законодательном порядке; содействовать покупке крестьянами земель
у частных владельцев по взаимному их соглашению при посредстве Крестьянского
поземельного банка; организовать переселение избыточного населения на свободные
казенные, кабинетские, удельные и на приобретенные земли для этого государством
земли на льготных для крестьян условиях.